История «Аэрофлота»: Часть 1. 1923-1953

90-летию «Аэрофлота» посвящается…

Ровно 90 лет назад появилась компания, имя которой и товарный знак, десятилетиями являлись главными символами СССР в мире; компания, которая по праву может именоваться национальным перевозчиком; компания, которая является рекордсменом в мировой гражданской авиации. И вот лишь некоторые рекорды:

  • по количеству ежедневно перевозимых пассажиров – 450 тысяч;
  • по количеству ежегодно перевозимых пассажиров – 137 миллионов;
  • по протяженности пассажирских и грузовых авиалиний – более 1 миллиона км;
  • по количеству пунктов назначения – 3600 в СССР и 146 городов в 105 странах на пяти континентах;
  • по количеству воздушных судов в парке – более 2 тысяч: от биплана Ан-2 до сверхзвукового Ту-144;
  • самая протяженная в мире внутренняя беспосадочная пассажирская авиалиния – Москва — Петропавловск-Камчатский = 7 000 км;
  • самая протяженная в мире трансконтинентальная пассажирская авиалиния – Москва — Токио = 8 000 км;
  • самая протяженная в мире внутренняя пассажирская авиалиния – Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский = 9 100 км;
  • самая протяженная в мире трансатлантическая пассажирская авиалиния – Москва — Гавана = 10 000 км;
  • самая протяженная в мире пассажирская авиалиния – Москва — Рабат — Гавана — Лима — Сантьяго = 18 000 км.

«Аэрофлот» – единственная иностранная авиакомпания, которая одна из первых:

  • связала Африку и Южную Америку – рейс № 353 выполнял Ил-96 по маршруту Москва — Тунис — Сан-Паулу;
  • связала Индийский субконтинент и Африку – рейс № 457 выполнял Ил-62 по маршруту Москва — Бомбей — Хараре;
  • летала в норвежский город Лонгйир (о. Шпицберген)  – рейс № 207 выполнял Ту-154 по маршруту Москва — Мурманск — Лонгйир.
  • летала в мавританский город Нуадибурейс № 415 выполнял Ту-154 по маршруту Москва — Будапешт — Касабланка — Нуадибу — Бисау;

Пассажирские самолеты «Аэрофлота» не летали в:

  • Азия и Ближний Восток – Бруней, Бутан, Восточный Тимор, Катар, Оман, Тайвань (КНР);
  • Америка – Белиз, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Колумбия, Парагвай, Сальвадор, Суринам, Эквадор; малые страны Карибского бассейна, остров Гренландия (Дания);
  • Африка – Ботсвана, Габон, Гамбия, Коморские острова, Кот д’Ивуар, Лесото, Малави, Намибия, Нигер, Свазиленд и Эритрея;
  • Европа – Босния и Герцеговина, Исландия, Косово, острова Португалии: Азоры и Мадейра;
  • Океания – Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея и малые островные страны.

«Аэрофлот» начал первым в мире эксплуатировать на регулярных авиалиниях:

  • реактивные пассажирские самолеты Ту-104 (1956 г.)
  • самые большие пассажирские турбовинтовые самолёты Ту-114 (1959 г.)
  • реактивные пассажирские самолёты для местных линий Як-40 (1968 г.)
  • сверхзвуковые пассажирские самолеты Ту-144 (1977 г.)

***

Предлагаю Вам увлекательное путешествие во времени – экскурс в историю легендарной авиакомпании (хроника не является официальной; основана более чем на 100 источниках: архивные материалы, газетные заметки, рекламные и действующие расписания, любительские и специализированные авиационные сайты, официальный сайт «Аэрофлота», мемуары и воспоминания пилотов и бортпроводников, и другие, каждый из которых был изучен автором)…

1923 г.

9 февраля 1923 г. – официальная дата рождения гражданской авиации Советского Союза – принято постановление Совета Труда и Обороны СССР «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». До недавних пор именно эту дату – 9 февраля – было принято считать и официальным Днем рождения «Аэрофлота».

17 марта 1923 г. – учреждено акционерное общество «Добролёт – Российское общество добровольного воздушного флота»; коммерческая компания выполняла задачи по созданию отечественной гражданской авиации для нужд народного хозяйства – внутренних и международных перевозок пассажиров, почты, грузов и других работ. На средства, вырученные от продажи акций «Добролёта», сначала приобрели иностранные самолеты – для эксплуатации на первых авиалиниях, а позднее начали производить и первые советские пассажирские самолёты.

10 июня 1923 г. – собрано более 500 000 рублей золотом на закупку самолетов для «Добролёта» – в Московском представительстве компании «Юнкерс» заказано 14 самолетов «Юнкерс Ф-13». Своих авиаспециалистов в «Добролёте» тогда не было, поэтому летчиков, механиков и штурманов выделял Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ) – так в 1923 году назывались Военно-воздушные силы РСФСР. 15 июля в «Добролёт» поступила первая партия из четырех самолетов, названных «ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец».

15 июля 1923 г. – открылась первая регулярная авиалиния Москва — Нижний Новгород. Вылет из Москвы состоялся в 11.00 с Ходынского поля и примерно через четыре часа первый рейсовый самолет «Промбанк» совершил посадку в Нижнем Новгороде. Перелет выполнил пилот «Добролёта» Яков Моисеев; пассажирами первого рейса стали директор-распорядитель «Добролёта» Александр Краснощеков, член правления «Добролёта» Игнатий Дзевалтовский и начальник авиалинии Аникин.

«Юнкерсы» летали со скоростью 140 км/час и преодолевали 500-километровую трассу примерно за 4 часа летного времени, но общее время авиапутешествия было больше: двигатели самолета были ненадежными, поэтому для их проверки выполнялись посадки через каждые полчаса-час полета. Чтобы устранять неисправности, в состав экипажа входил механик. Чтобы не заблудиться, летели только днем и только вдоль железной дороги, телефон и телеграф которой использовали для связи на линии.

16 июля 1923 г. – на рейс Москва — Нижний Новгород распроданы все билеты на две недели вперед (несмотря на то, что стоимость перелета была дороже, чем проезда по железной дороге). Регулярное сообщение осуществлялось с 1 августа по 22 сентября, когда закрылась Нижегородская ярмарка. После чего полеты выполнялись только по особым заданиям. За это время выполнено 94 рейса, перевезено 240 человек и 2000 кг почты и грузов. Летных происшествий не было.

19 октября 1923 г. – Совет Труда и Обороны СССР утвердил примерный план развития авиалиний – предусматривалось проложить и освоить трассы Москва — Петроград, Нижний Новгород — Казань, Баку — Тифлис, Ташкент — Алма-Ата, Бухара — Термез — Душанбе и другие. Летчикам и изыскателям будущих воздушных путей приходилось верхом на лошадях преодолевать несчитанные километры дорог, гор и пустынь.

1926 г.

3 августа 1926 г. – открыта первая международная авиалиния Верхнеудинск (Улан-Удэ) — Улан-Батор. 10 августа 1928 года эту авиалинию продлили до Москвы, и с тех пор она является старейшей действующей международной авиалинией «Аэрофлота» – беспрерывно эксплуатируется уже 85 лет!

1928 г.

30 апреля 1928 г. – открыта международная авиалиния Москва — Баку — Тегеран. В мирное время – это был один из международных маршрутов советской авиакомпании, а во время Великой Отечественной войны, авиатрасса стала своеобразной «дорогой жизни», которую пользовали дипломаты и военные специалисты (до 1946 года включительно).

1 августа 1928 г. – открыта новая авиалиния Москва — Казань — Свердловск — Курган — Омск — Новосибирск, которую 18 сентября продляют через Красноярск и Нижнеудинск до Иркутска.

1929 г.

1929 г. – «Добролёт» эксплуатировал девять линий, общей протяженностью 12 146 км. Велись изыскания по линии Москва — Владивосток, готовились к открытию трассы Архангельск — Котлас — Сыктывкар и Хабаровск — Николаевск — Сахалин.

4-12 октября 1929 г. – принята Варшавская конвенция – международное правовое соглашение, регулирующее воздушные перевозки и ответственность авиаперевозчиков. Документ вступил в силу в 1933 году, «Аэрофлот» стал участником конвенции в 1934 году. Конвенцию неоднократно дополняли международными договорами, последним из которых является Монреальская конвенция. Она определила принципиально иной правовой режим международных воздушных перевозок, повышающий гарантии пассажиров и качество оказываемых авиаперевозчиком услуг.

Россия, как правопреемница СССР, участвует только в Варшавской конвенции, которая, в отличие от Монреальской, не отвечает реалиям времени и не полностью защищает права пассажиров.

1930 г.

1930 г. – в Гражданском воздушном флоте начинается эксплуатация первых советских пассажирских самолетов АНТ-9 и К-5, последний из которых являлся основным самолетом «Аэрофлота» до 1940-го года.

1 мая 1930 г. – открыта новая авиалиния Москва — Пенза — Самара — Оренбург — Актюбинск — Челкар — Казалинск — Кызыл-Орда — Ташкент — Фрунзе — Алма-Ата.

1931 г.

6 ноября 1931 г. – на территории первого столичного Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе (более известного как «Ходынка») открыт первый в СССР пассажирский аэровокзал – один из самых больших в мире. В здании площадью 4 тысячи кв. м. разместились билетные кассы, таможня, зал ожидания, почтовое отделение и служебная зона. Самолеты подавались под посадку непосредственно к аэровокзалу. В 1936-1937 годах аэродром реконструировали, построили бетонную взлетно-посадочную полосу, а  в 38-м к аэропорту подвели линию метро с одноименной станцией «Аэропорт».

С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала Центральная вертолетная станция: отсюда выполнялись пассажирские рейсы вертолетов Ми-4П и Ми-8 в аэропорты «Внуково», «Быково», «Домодедово» и «Шереметьево».

Этот аэродром, располагавшийся уже тогда в черте города, являлся базовым для самолетов Гражданского воздушного флота до середины 40-х годов, когда все рейсы перевели в аэропорты «Быково» и «Внуково». С тех пор и вплоть до закрытия в 2003 году «Ходынку» использовали в качестве испытательного аэродрома для новых самолетов.

1932 г.

5 января 1932 г. – организован контрольно-пропускной пункт «Москва-Аэропорт», главной задачей которого было обеспечение государственной безопасности на международных путях воздушного сообщения – пограничный или паспортный контроль. Сегодня Отдельный отряд пограничного контроля «Москва» обеспечивает погранконтроль во всех аэропортах Москвы и Московской области, а также в некоторых аэропортах Ивановской, Тверской и Ярославской областей.

25 февраля 1932 г. – образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), а 25 марта учреждено официальное наименование советской гражданской авиации – «Аэрофлот». Для его работников вводятся форменная одежда и знаки различия, появились 12 категорий личного состава – гражданские аналоги воинских званий. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира и оставался таковой до 1991 года.

1935 г.

1935 г. – появились унифицированные бланки авиабилетов, одинаковые для внутренних и международных перевозок; в таком виде они существовали до середины 40-х годов.

1936 г.

9 июня 1936 г. – издан указ начальника ГУ ГВФ о повышении качества обслуживания на борту самолетов  «Аэрофлота»: отныне в пассажирских салонах запрещалось перевозить грузы; там постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, оборудовали буфеты.

13 сентября 1936 г. – первый в современном Московском авиаузле аэропорт «Быково» начинает отправление и прием регулярных пассажирских и грузовых рейсов «Аэрофлота». Тогда там не было искусственных покрытий и аэродром был ограниченно годен для эксплуатации во время дождей и весенней распутицы. Короткая асфальтобетонная полоса появилась «Быково» лишь в 1960 году. Отсюда самолеты летали в Архангельск, Астрахань, Вологду, Воронеж, Горький (ныне Нижний Новгород), Днепропетровск, Запорожье, Ижевск, Казань, Курск, Махачкалу, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Саратов, Симферополь, Харьков, Сталинград (ныне Волгоград), Сыктывкар, Ухту, Уфу и Челябинск. А также в города Прибалтики. В разное время в «Быково» базировались: Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-24, Л-410, Як-40 и Як-42. Последние две машины выполнили первые пассажирские рейсы именно из этого аэропорта.

Лучшие годы аэропорта – 89-90-й, когда пассажиропоток достигал 2 миллиона 800 тысяч пассажиров. Тогда «Быково» занимал одно из первых мест в Европе по интенсивности вылетов – 550 рейсов в сутки! Но в начале 90-х годов объемы перевозок резко упали, старейший московский аэропорт пришел в упадок и 18 октября 2010 года эксплуатация «Быково» была прекращена.

1937 г.

19 июня 1937 г. – образовано Управление международных воздушных линий ГВФ, одна из главных задач которого – организация международных коммерческих воздушных перевозок между Советским Союзом и иностранными государствами. В 39-41 годах Управление возглавляла легенда советской авиации – прославленная лётчица Валентина Гризодубова. На этом посту она проявила себя талантливым организатором, открыв первые регулярные рейсы в Европу.

1 июля 1937 г. – открыта международная авиалиния Москва — Великие Луки — Рига — Стокгольм; соглашение о её совместной эксплуатации подписали «Аэрофлот» и  шведская авиакомпания «Аэротранспорт». Договор предусматривал  стыковки рейсов «Аэрофлота» из Москвы с рейсами «Аэротранспорта» из Стокгольма в Амстердам, Гамбург, Копенгаген, Лондон и Париж, а рейсы шведской авиакомпании из Стокгольма стыковались в Москве с рейсами «Аэрофлота» в Баку и Тегеран.

Маршрут Москва — Великие Луки — Рига — Стокгольм обслуживали шведские самолеты «Юнкерс Ю-52» и советские «Дуглас ДС-3» и «ПС-35». Рейсы выполнялись по следующему расписанию: вылет из Москвы в 7.00, прилет в Стокгольм в 12.00. Шведская авиакомпания рекламировала этот маршрут под названием «Кремлёвский Воздушный Экспресс».

1939 г.

5 мая 1939 г. – в  «Аэрофлоте» появилась первая стюардесса – 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. В то время стюардессы были миниатюрными – не тяжелее 52 кг., не выше 162 см. В штатном расписании не было должности бортпроводника (как  и не было тогда слова «стюардесса»), поэтому девушку оформили кладовщицей, но называли по привычке буфетчицей.

Перед вылетом она должна была закупить продукты в ресторане аэропорта, упаковать их вместе с посудой в чемодан и погрузить на борт самолета. Кроме того, до вылета стюардесса проводила уборку на самолете – меняла шторки на иллюминаторах и подголовники на креслах, протирала пыль и т.д., а в полете готовила бутерброды и заваривала чай – кипяток в термосах она тоже получала в аэропорту.

Первый рейс, который обслуживала Эльза Эдуардовна, выполнялся по маршруту Москва — Ашхабад. Время в пути, с двумя посадками, составляло 13 часов. На этой линии тогда только начал летать новейший самолет Ли-2.

1940 г.

1 января 1940 г. – самолет Ли-2 выходит на маршрут Москва — Казань — Омск — Свердловск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск, и становится основным самолетом «Аэрофлота» до 1947 года.

8 января 1940 г. – открыта международная авиалиния Москва — Минск — Белосток — Кёнигсберг (Калининград) — Данциг (Гданьск) — Берлин. Обслуживали маршрут две авиакомпании – «Аэрофлот» и немецкая «Дёйче Люфтганза». Рейс был стыковочным: советские самолеты летали до Кёнигсберга, где пассажиры ночевали, а немецкие – до Берлина. На линии курсировали «Дугласы ДС-3» с ежедневной частотой, время в пути составляло 24 часа с учетом стыковок и ночевки. Авиасообщение на этом маршруте было прервано 22 июня 1941 года.

1941 г.

22 июня 1941 г.началась Великая Отечественная война – фашистская Германия напала на Советский Союз; в августе 41-го из пилотов «Аэрофлота» сформирована 81-я Дивизия дальнебомбардировочной авиации. В войну летчики перегоняли через Аляску и Сибирь самолеты, обеспечивали оружием партизанские отряды.

23 июня 1941 г. – для выполнения специальных заданий командования Красной Армии на базе ГВФ сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), позднее известная как 10-я Гвардейская авиатранспортная дивизия.

2 июля 1941 г. – принята в эксплуатацию первая очередь аэродромных сооружений Московского центрального аэропорта «Внуково» – эта дата считается Днем рождения этого аэропорта.

1943 г.

30 января 1943 г. – открыта специальная авиалиния Красноярск — Уэлькаль — Фербенкс, которая во время Великой отечественной войны стала воздушным мостом между СССР и США. По этой трассе в нашу страну перегоняли военные и транспортные самолеты для фронта (8094 самолета за 1942-1945 годы). В годы войны на этой трассе было реконструировано и построено 16 аэродромов, 274 здания и сооружения; капитальные вложения составили около 80 миллионов рублей.

Трасса Красноярск — Уэлькаль — Фербенкс, благодаря самоотверженной работе летчиков, инженеров и техников, а также местного населения, приобрела репутацию одной из самых надежных в мире и стала международной. Впоследствии ею пользовались государственные деятели обеих стран: нарком внешней торговли А. И. Микоян, нарком иностранных дел В. М. Молотов, послы СССР в США А. А. Громыко, К. А. Уманский, М. М. Литвинов, вице-президент США Г. Уоллес и другие.

1945 г.

9 мая 1945 г. – в аэропорту «Внуково» приземлился самолет Ли-2, пилотируемый командиром 2-го Севастопольского авиаполка А. И. Семенковым, доставивший из Берлина «Акт о безоговорочной капитуляции войск гитлеровской Германии» – так закончилась Великая Отечественная война. Личный состав гражданской авиации внес достойный вклад в победу над врагом: летчики «Аэрофлота» защищали Родину, проявляя профессионализм и мужество. Они выполняли особо важные полеты к линии фронта, в тыл врага, за границу и на территории страны. В эти тяжелые годы не прекращались регулярные полеты на международных воздушных линиях; свыше двенадцати тысяч авиаторов гражданской авиации были награждены орденами и медалями.

13 сентября 1945 г. – приказом начальника ГУ ГВФ вылеты пассажирских рейсов с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе («Ходынка») переносятся в новый аэропорт «Внуково», который на 20 следующих лет стал главным аэропортом Советского Союза и базовым портом «Аэрофлота». Отсюда выполнялись первые международные рейсы, сюда прилетали первые иностранные авиакомпании.

Именно «Внуково» принимал и осваивал новейшие лайнеры «Аэрофлота»: Ил-12, Ил-14, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ил-18, Ил-86 все эти машины впервые выполнили рейсы с пассажирами из аэропорта «Внуково». Здесь же базировались крупнейшие эскадрильи самолетов Ту-104 и Ил-86. Отсюда выполнялись литерные правительственные авиарейсы и здесь же принимали самолеты глав иностранных государств и правительств.

1946 г.

1946 г. – начинается активное восстановление разрушенных войной авиатрасс – ГВФ утвердил схему пассажирских рейсов из аэропорта «Внуково» – в частности, более двадцати внутренних рейсов в: Алма-Ату, Архангельск, Ашхабад, Баку, Вильнюс, Ереван, Киев, Красноярск, Ленинград, Минск, Ригу, Ташкент, Тбилиси, Фрунзе (ныне Бишкек),   Хабаровск и др.; и более десяти международных. К концу года на регулярной основе действовали следующие международные авиалинии: Алма-Ата — Хами, Иркутск — Улан-Батор, Москва — Варшава — Берлин, Москва — Варшава — Прага, Москва — Будапешт — Белград, Москва — Будапешт — Вена, Москва — Будапешт — Белград — Тирана, Москва — Бухарест — София, Ташкент — Кабул.

Самой протяженной – 7000 км. –  внутренней авиалинией «Аэрофлота» была трасса Москва — Свердловск — Новосибирск — Иркутск — Чита — Хабаровск. Самолет С-47 выполнял почтово-пассажирский рейс № 6985 с частотой раз в три дня: вылет из Москвы в 3.55 (понедельник), прилет в Хабаровск в 9.35 (среда), время в пути – более двух суток!

Самой протяженной – 3900 км. – международной авиалинией «Аэрофлота» была трасса Москва — Куйбышев — Актюбинск — Джусалы — Ташкент — Термез — Кабул. Самолет С-47 выполнял почтово-пассажирский рейс № 119 с частотой два раза в месяц: вылет из Москвы в 5.10 (понедельник), прилет в Кабул в 9.45 (вторник), время в пути – более суток!

1 января 1946 г. – образовано Красноярское Управление Гражданского воздушного флота (позднее – Красноярское Управление гражданской авиации или КУГА).

15 мая 1946 г. – открыта международная авиалиния Москва — Киев — Львов — Будапешт — Белград — Тирана. Самолет С-47 выполнял рейс № 125 с частотою три раза в неделю; время в пути составляло 12 часов с учетом промежуточных посадок. 40-50-е годы – единственный период, когда «Аэрофлот» летал в столицу Албании – Тирану. Авиасообщение с этой страной, как и все другие контакты, было прервано в 1960 году из-за кризиса в двусторонних отношениях. Впоследствии, полеты в Тирану так никогда и не возобновлялись.

30 ноября 1946 г. – создана Первая авиагруппа ГВФ для внутрисоюзных авиаперевозок и Международная авиагруппа ГВФ (на базе Десятой гвардейская авиатранспортной дивизии). В то время основу авиапарка «Аэрофлота» составляли всего два типа самолетов: Ли-2 и С-47, оба лицензионного производства; отечественных пассажирских самолетов в «Аэрофлоте» тогда не было.

1947 г.

1 июня 1947 г. – начало эксплуатации поршневого самолета Ил-12 – это был первый отечественный пассажирский самолет для массовых перевозок. В 1948 году эти  машины пришли в Ленинград, Харьков и Ташкент. В то время Ил-12 выполнял более половины всех почтово-пассажирских перевозок «Аэрофлота» и летал практически по всему Советскому Союзу.

Вскоре после ввода в эксплуатацию Ил-12 вышел и на международные линии, первая из которых связала Москву и Софию. А в мае 1948 года Ил-12 выполнял международные почтово-пассажирские рейсы уже в 12 пунктов назначения: Белград, Берлин, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Вену, Кабул, Прагу, Стокгольм, Тирану, Хельсинки и Улан-Батор. С регулярных рейсов Ил-12 был снят в 1966 году.

1948 г.

1 марта 1948 г. – начало эксплуатации биплана Ан-2 – легендарный самолет разработал авиаконструктором О. К. Антоновым, который называл этот неуклюжий старомодный биплан своей самой большой удачей. Фактически, именно с этой машины и началась история антоновского Конструкторского бюро. К началу 60-х годов рейсы на Ан-2 связали более половины райцентров СССР, а к 77-му году эти самолеты обслуживали 3254 населенных пункта – это мировой рекорд!

В советские годы на Ан-2 сельские бабушки летали друг к другу в гости, в соседние деревни. Для многих жителей удаленных районов наличие такого самолета, обеспечивающего связь с большой землей, означало изменение всего жизненного уклада. «Аэрофлот» использовал Ан-2 не только в пассажирских перевозках на региональных линиях, но и в сельскохозяйственной и санитарной авиации, на малоосвоенных территориях Крайнего Севера и Арктики, и в других целях.

«Аннушка», «кукурузник», «дедушка авиации» – как только не называют этот старомодный биплан – но именно Ан-2 является абсолютным рекордсменом среди всех пассажирских самолетов: он производится и эксплуатируется уже 65 лет!

15 мая 1948 г. – самолёт Ил-12 выполнил первый рейс по маршруту Москва — Свердловск — Омск — Красноярск — Чита — Тахтамыгда — Хабаровск — Владивосток. Это был наиболее протяженный – 7600 км – внутрисоюзный маршрут, который обслуживал Ил-12. Перелет занимал 30 часов летного времени или более двух суток пути: вылет Москвы в 6.00 (понедельник), прилет во Владивосток в 11.35 (среда).

1952 г.

26 августа 1952 г. – создано Московское управление транспортной авиации ГВФ, в состав которого  вошли,  кроме прочего, и  три  авиатранспортных отряда; один  из  них  – 63-й  Летный  отряд  – обслуживал международные линии «Аэрофлота».

Продолжение следует…

© Д. А. Скоробутов, 2010 – 2017 гг.

Запись опубликована в рубрике Аэрофлот с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 отзывов на “История «Аэрофлота»: Часть 1. 1923-1953

  1. дядька который любит летать:

    интересно. особенно рекорды в полётах

  2. дядька который любит летать:

    Отчёт о полёте на современном Аэрофлоте. Моя любимая рубрика на этом сайте

  3. Уведомление: История авиационного билета в России. Часть 4 | transptickets

  4. Уведомление: История авиационного билета в России. Часть 13 | transptickets

  5. год основания авиатрассы москва сталинград, промежуточные аэропорты?

  6. Стефан Николов:

    Здравствуйте, Дмитрий! Я — болгарин, на первой половине 1970-х учился на ЛГУ. Поздравляю за великолепную работу! Но я ни нашел у вас упоминания про авиакатастрофы около майскх прздников кажется в 1974-м году (или, возможно, тод раньше или позже). Я хорошо помню ее хотя наверняка не было официабьвого сообщения — или примерно (-2 строчки где-то на последней странице ленинградской вечерки: в полете по внутренным линиям — в голове мерещится Рязань, возмажно, я ошибаюсь — погибли российские однжкурсники решившие поехать домой на праздники. Известно ли вам что-то об этжй катастрофе?.

    • Стефан, здравствуйте! Спасибо, что прочитали мои статьи — мне очень приятно. Я не упоминал все катастрофы «Аэрофлота», Для этого есть специальный сайт: http://www.airdisaster.ru. Поищите там. Удачи!

  7. Основной аэродром:

    Добрый вечер, Дмитрий.

    Спасибо за интересный материал! Возник вопрос. Почему написано, что Ил-12 — «первый отечественный пассажирский самолет для массовых перевозок»? Если ещё в 1930-х годах было выпущено свыше 250 самолётов К-5, которые эксплуатировались на гражданских маршрутах.


    С уважением,
    Алексей Деркач, автор канала «Основной аэродром»

    • Здравствуйте, Алексей! Спасибо за оценку моей скромной работы ) В Вашем вопросе содержится и ответ: ИЛ-12 — для МАССОВЫХ перевозок. В 30-е годы ни о какой массовости авиаперевозок говорить нельзя…

Ваш комментарий