Самый опасный аэропорт в мире

В 2011-м году посетили с коллегами (ведущая: Елена Толстая, операторы: Александр Бегларьян, Александр Кипер и я 🙂 ) очень интересную страну – Королевство Бутан. Кто-то даже не знает о его существовании. Потому, пару строк черкану…

Государство это расположено в Гималаях, между Индией и Китаем. Является конституционной монархией. Конечно, вся власть там принадлежит народу, но управляет народом, конечно, король. Вот его подданные как-то собрались, покалякали и решили пригласить нас в гости, чтобы мы, первая официальная делегация из России, поведали вам об этом чудесном чуде – крохотном Бутане. О его удивительной природе, самобытной культуре, уникальных традициях, удивительном социальном устройстве.

Собственно, главная забота властей – сделать сограждан счастливыми. Этим занимается особое Министерство счастья. Его сотрудники денно и нощно повышают уровень жизни и улучшают её качество. Все изменения меряют особыми мерами, главная из которых – валовое национальное счастье, известное в нашем мире как валовой национальный продукт…

Бутан вообще настолько уникальный, что требует многих отдельных постов. Поэтому, для начала, коротко расскажу об одной из главных достопримечательностей – легендарном аэропорте Паро. Его давно и заслуженно называют самым опасным аэропортом мира. Но именно через эти воздушные ворота можно попасть в Бутан. Или, как называют его местные, Друк Юл – Страна Громового Дракона…

Аэропорт Паро, Бутан. — Фото: А. Бегларьян ©

Аэропорт Паро является крупнейшим в Бутане и единственным международным. Открыт в 1983 году. Находится в 6 км. от города Паро, и в 55 км. от столицы страны, города Тхимпху. Расположен на высоте 2 237 метров, в узкой горной долине, на берегу одноименной реки Паро. Со всех сторон аэропорт окружают острые пики Гималаев, высотой до 5 500 метров. Только восемь пилотов (экипажи национальной авиакомпании Бутана Druk Air) в мире имеют допуск на производство взлетов и посадок в этом аэропорту.

Маневры набора высоты и снижения очень напоминают американские горки на скорости 400 км/час. Представьте себе, что по узкой извилистой тропке между высоченных гор вам надо пролететь пулей, вписываясь в каждый изгиб и поворот на высоте четырех тысяч метров. От увиденного за окном и от ощущений в кресле можно обоссаться. Можно прямо в кресле. Извините за бедность и простоту речи.

Код ИАТА – PBH (в нашем родном «Шереметьево», сотрудник регистрации долго копался в компьютере, искал этот самый код ИАТА, нашел его, пытался зарегистрировать наш багаж до Паро, но не смог этого сделать и выдал такую фразу: Ваши чемоданы летят до ДелЕй (ударение на «Е», вместо ДЕли), а вы — куда вам там надо…).

Оператор аэропорта – государственная компания Druk Air Corporation Ltd. Технические характеристики аэропорта: рабочая длина взлетно-посадочной полосы – 1985 метров (с учетом концевых полос безопасности – 2270 метров), ширина – 30 метров, покрытие – асфальт. Эта взлетно-посадочная полоса является одной из немногих в мире, длина которой меньше, чем её высота над уровнем моря. Имеются также четыре рулежные дорожки, шириной 15 метров каждая.

Аэропортовый комплекс включает: пункт управления с диспетчерской башней, пассажирский терминал, королевский терминал (терминал официальных лиц и делегаций), грузовой терминал и два ангара, каждый из которых может вместить 25-метровый самолет. Специальная аэродромная техника паркуется на перроне.

Аэропорт Паро, Бутан. — Фото: Д. Скоробутов ©

Климатические особенности и сложный рельеф затрудняют работу аэропорта: из-за постоянных ветров, взлеты и посадки осуществляются преимущественно в одном направлении — южном. При наборе высоты и снижении сильная турбулентность в любую погоду. Аэропорт не имеет светосигнального оборудования и работает только в светлое время суток – по фактическому восходу и заходу солнца. Пилоты используют визуальную схему захода на посадку.

Аэропорт Паро, Бутан. — Фото: Д. Скоробутов ©

Пассажирский терминал, как и все остальные здания в Бутане, построен в национальном стиле, и включает в себя: 4 стойки регистрации, 1 выход на посадку, 1 багажную ленту, пункты досмотра, пограничного, таможенного и ветеринарного контроля, пункт обмена валюты, почту, ресторан, VIP-зал, магазины сувениров и duty free. Имеется паркинг и два маленьких отельчика. Пассажирооборот аэропорта в 2012 году составил чуть больше 30 тысяч человек.

Аэропорт Паро, Бутан. — Фото: Д. Скоробутов ©

Фактически, аэропортом пользуется единственная авиакомпания Druk Air – Royal Bhutan Airlines или Королевские Авиалинии Бутана. Только её самолеты имеют право выполнять международные перелеты в Бутан. Отчасти это связано и с особенностями аэропорта – крайней сложностью взлетов и посадок. Флот авиакомпании состоит из четырех воздушных судов: трех Аэробусов А-319 (лизинг) и одного ATR 42-500 (собственность). Компоновка А-319: 20 мест бизнес-класс и 94 эконом, ATR 42-500 – 48 мест эконом-класса.

Aэробус А-319, Аэропорт Паро, Бутан. — Фото: Д. Скоробутов ©

Аэробусы компании Druk Air отличаются от аналогичных машин – на этих установлены более мощные двигатели от Аэробуса А-320. Таким образом, при меньшей массе, бутанские А-319 имеют большую тяговооруженность, что позволяет им взлетать с короткой полосы при полной загрузке. При посадке в аэропорту Паро реверс используется практически до полной остановки самолета. Как правило, рейсы не загружают на 100 %, а самолеты центруют особым образом: пассажиров в экономе рассаживают по два человека на ряд из трех кресел. Ограничения по багажу: в экономе – 20 кг, в бизнесе – 30 кг, но ручная кладь (5 кг) будет включена в эти 20 или 30 кг.

Aэробус А-319, Аэропорт Паро, Бутан. — Фото: Д. Скоробутов ©

В маршрутной сети Druk Air 13 пунктов назначения: местные – Бумтанг (Bumthang), Гелепху (Gelephu) и Йонгпхулла (Yongphulla); международные – Дакка (Бангладеш), Багдогра, Гайя, Гувахати, Дели, Калькутта и Мумбаи (Индия), Катманду (Непал), Бангкок (Таиланд), Сингапур. Почти все рейсы выполняются с промежуточными посадками. Оптимальные по времени стыковки для перелета в Бутан из Москвы через Бангкок, откуда Druk Air ежедневно летает в Паро. Оптимальные по цене – через Дели, но крайне неудобные по времени.

И маленькая, но важная особенность: Druk Air не гарантирует выполнение рейсов по расписанию, поскольку время прилета и вылета зависит от метеоусловий аэропорта Паро. Об этом перевозчик официально предупреждает на сайте. Будьте внимательны.

Aэробус А-319, Аэропорт Паро, Бутан. — Фото: Д. Скоробутов ©

На международных рейсах Druk Air предлагает два класса обслуживания: бизнес и эконом. Мы летели в бизнесе и нас обслуживали вот такие девушки. Новая униформа появилась в 2008 году. Имидж стюардесс решили обновить в честь 25-летия авиакомпании и по случаю коронации пятого Короля Бутана. Костюм представляет собой вариант национальной женской одежды: длинная юбка кира и рубашка тего. Оба элемента одежды выполнены из хлопка и шелка. Бутанцы пошли тем же путем, что малайцы и сингапурцы: стюардессу в национальном костюме решили сделать символом страны.

Стюардессы а/к Druk Air. — Фото: Д. Скоробутов ©

Девушки признались, что профессия стюардессы в Бутане очень популярна. Международные рейсы – это едва ли не единственная возможность увидеть мир, даже если этот мир состоится из нескольких соседних стран. Стюардесс в Бутане мало и каждую из них бутанцы, естественно, знают в лицо. Есть ещё мужчины-бортпроводники. Но их вообще единицы. На любом международном рейсе в составе кабинного экипажа три бортпроводника: две девушки и молодой человек.

Наш рейс, изначально заявленный как Паро — Дели, оказался втрое длиннее: на рулении командир сообщил, что летим мы в столицу Непала – Катманду, а на сегменте Катманду – Дели, мы узнали, что еще одна посадка будет в Джайпуре. Маршрутное такси. При этом, покормили один раз. Но вкусно 🙂

Рацион в бизнес-классе а/к Druk Air. — Фото: Д. Скоробутов ©

И в завершении, маленькая приятность: Druk Air – едва ли не единственная в мире авиакомпания, пассажиры которой могут увидеть самую высокую гору планеты Эверест (Джомолунгма) с борта самолета. Чтобы не пропустить эту красоту, садитесь по правому борту. О приближении Эвереста командир информирует громко, но невнятно. Услуга доступна на рейсе Паро – Катманду.

Эверест и горы-спутники: Лхоцзе и Ама-Даблам, Гималаи. — Фото: Д. Скоробутов ©

© Д. А. Скоробутов, 2012 г.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Авиация, Путешествия, Телевидение с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «Самый опасный аэропорт в мире»

  1. Спасибо… Летим скоро туда через Дели. Обратно через Калькутту. На день рождения Короля-отца. Уже все оговорено, они нас пригласили туда. И вот билеты куплены, а я только сейчас читаю всю эту жуть про Паро. Я вообще дико боюсь летать, хотя облетала весь мир. Я помру, наверное, от страха. Возникло предательское желание не лететь…

    • Не волнуйтесь: экипажи у бутанцев профессиональные, в нелетную погоду не летают, за загрузкой следят строго — все будет хорошо ) Вам ОЧЕНЬ повезло — вы летите в удивительную страну! Я там был в командировке, если вновь появится возможность — вернусь туристом… Буду рад, если потом напишете свои впечатления о Бутане ) Счастливого пути и приятного отдыха! )

  2. Алексей:

    День добрый. Как я мог бы поговорить с автором истории Аэрофлота

Ваш комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s