Летающие легенды: Ту-134

Как-то поймал себя на мысли, что приходится бегать за временем: то ли сам тормозить стал, то ли время слишком быстро потекло. И ведь в этом потоке могут оказаться и нереализованные желания! – подумалось вдруг… Чтобы избежать фрустраций, тут же и сообразил: чего такое надо успеть сделать. На ум пришла только одна мысль – слетать на еще живых лайнерах-легендах отечественного авиапрома. Необлетанных, так сказать, осталось два: Ту-134 и Ил-96. Хотя еще есть Як-40 и 42, но мне они никогда не нравились, не летал ими и не надо…

Март, 2012 г.: Москва-Воронеж-Москва

Единственным эксплуатантом Ту-134 на регулярных рейсах из Москвы осталась авиакомпания UTair. С завидным постоянством она гоняет 134-й в Сыктывкар, но с удивительным бесстыдством билеты продает по космическим ценам: 20 тысяч рублей за 2 часа лёта! Хоть за день до вылета, хоть за год – никакой разницы. Печаль моя была велика, её ещё подпитывала жаба…

Решил исполнить профессиональный долг и, так и быть, воспользоваться служебным положением: обратился в пресс-службу UTair. В прекрасный город Сургут ушли факсы: ведь последние регулярные рейсы на 134-м, ведь самолет-легенда, ведь красавец! Сургутские девушки оледенели: Нет, нет и нет! Вам – легенда, нам – воздушное судно, вам – красавец, нам – борт 65614. И вообще: не надо нам пиара, у нас все в ажуре, и без вас как-нибудь… Особо удивляться нечему, конечно, понятия о прекрасном у всех разные, собственно, тем и ценен человек: индивидуальность, личность, психотип…

Начал охоту. Январь и февраль внимательно изучал расписание: кто, что, куда и когда. И попадались вполне приемлемые по цене варианты: то Анапа, то Волгоград, то Минеральные Воды. Вот их-то я и прикупил в глубокой ночи аж за 9 тысяч рублей! Радуюсь, дитё-дитём: утром, понимаешь, туда, вечером – обратно. А не тут-то было! UTair решила со мной поиграть: оплатил я билет, списали денюжку с карты и – добрый вечер! – будьте любезны, шуруйте на Боинге-737! Вот, думаю, велика есть подлость людская, заменили-таки борт! Два месяца провел в исканиях и ожиданиях, кое-как выловил рыбку золотую в водах этих минеральных, трясущимися руками забронировал её – и вот результат.

Звоню в колл-центр: так, мол, и сяк, поможите… Барышни прониклись моим горем до невозможности и вспомогли: деньги мы вам вернем, не извольте беспокоиться, в связи с заменой воздушного судна, а вместо Минвод дадим Воронеж за 5 тыщ, но с ночевочкой. Не раздумывая согласился и уже через несколько часов нервного сна (а вдруг опять самолет заменили?) я был во Внуково.

Описывать аэропорт нет надобности, не о нем речь. Моя цель – полет на Ту-134, в идеале – фоторепортаж. Шлёпаю к представителю: с собой все удостоверения, включая магнитный пропуск для прохода в телецентр, волшебные слова в изобилии, ничего лишнего. Представитель начал кому-то названивать и пересказывать мою просьбу: тут корреспондент газеты Правда, ага, хочет про нас статью писать, ага, с билетом стоит… Прикольненько! Это что же такое с людьми UTair делает, если они телеканал не отличают от газеты? Стою и шевелю губами, развожу руками, слов нет – забылись они, слова волшебные… Можете снимать, можете писать, только предупредите экипаж, – был его ответ. Мне бы сказать: спасибо, мил человек!… А я давай ему пихать визитки-карточки: Какая газета? Какая статья?… А какая разница? – махнул ютэйровец… Действительно: сравним круглое и тёплое – никакой разницы…

После регистрации что-то оголодал, решил поужинать, хотя надеялся отведать ютэйровскую еду: летал ими дважды по служебной надобности – в Архангельск и Красноярск – кормили неплохо. Но не в этот раз, как оказалось. А потому, хорошо что зашел в “Му-Му”. Других мест не знаю, из Внуково редко летаю…

21.10 – Когда нас везли по перрону, искрутился и извертелся, оглядываясь и осматриваясь: всё чудился подвох, обман, замена воздушного судна. А везли нас оооочень долго, и все какими-то петлями-кругами. Оказалось, это во Внуково траектории движения наземного транспорта такие, автобусные экскурсии: добираться до самолета дольше, чем лететь до пункта назначения! Но вот подвезли к прекрасной тушечке: Ту-134А-3 – одна из самых свежих, так сказать, модификаций. Я радуюсь, остальные пассажиры – хмурые и серые. А по мне так хоть фиолетовые. Щас на борт подымусь и в кресла сяду!

21.20 – В вестибюле столпился экипаж: пилоты и бортпроводники, ждут кого-то, шепчутся. Стал в стороночке, жду, когда освободятся – надо же перетереть за дело. Все зашли, трап пустой, персонал опять шепчется: И где он?… Думаю, кого это ждут? Кому такому надо в Воронеж? Подхожу и спрашиваю, как велено было на земле: А кто командир воздушного судна и старший бортпроводник? Немая сцена. К нам приехал ревизор. Пауза прямо мхатовская… – Люди, тут есть кто говорящий? – А, это Вы, что ли?… Вот и познакомились: ждали съемочную группу с телевидения и какого-то там журналиста, а оказался этим кем-то я…

Командир так и не представился: Ой, да зачем? Да что? Да некогда нам – 20 минут горизонтального полета! Старший бортпроводник – Ольга — зашептала: Ой, да я не знаю! Да чего я расскашу! Да некогда нам – 20 минут горизонтального полета! В общем, никаких интервью, никаких фото, ничего: 2о минут горизонтального полета. Посему, прошу прощения за качество видео: сымалось оно в темноте – в салоне свет всё время гасили, а фото арендовано у профессионала 🙂

21.40 – Время взлета, мы стоим; легкий толчок – чуть покатились и встали. Вижу, как рядом обливают реагентом чей-то 737-й боинг. Думаю, значит и нас щас обольют. Это я так думаю. А обливать-то никто и не собирался – нас просто выкатили, чтобы освободить стоянку. Тогда и не подумал даже, что без обливки нельзя лететь. Оказалось, можно: буквально через неделю, не облитый ютэйровский борт разобьется под Тюменью… Земля им пухом…

21.50 – Потушили свет в салоне, оставили аварийное освещение и, как это ни странно, во мраке начали зачитывать информацию о полете и инструкцию по безопасности, так сказать, safety demonstration. Ольга вновь зашептала на русском и английском, которые в её исполнении практически не отличались: флайт уан файв уан фром Москва ту Воронешшш…

21.55 – Запустили двигатели. Вот тут-то я наконец-то понял, почему 134-й называют свистком. Соловьевские двигатели не гудят, а свистят! Сижу и наслаждаюсь их великолепным, ни с чем не сравнимым звуком. Особенно на взлётном режиме, когда свист вдруг внезапно обретает необыкновенную глубину и силу, оживает, можно сказать, превращается в рёв неведомого зверя. Это надо слышать, конечно. Именно поэтому, из-за таких вот звуковых эффектов, Ту-134 считается одним из самых шумных пассажирских самолетов в мире…

22.00 – Покатились. Думаю, на исполнительный старт. Куда еще со стоянки может уехать самолет? Ну, не в Воронеж ведь, правда? Опять же, это я так думаю. А внуковский наземный диспетчер (или как их правильно называют?) решил нас покатать – бонус к автобусной экскурсии. Стюардессы, чтобы отвлечь пассажиров, зажгли свет и покатили телегу с водой. А зря! Наш командир, похоже, лихач: так круто заложил на повороте, что пассажиры, как карандаши в коробке, повалились на один борт, а второй номер (2-й бортпроводник) – красавица! – со всего маху села на задницу! В жизни такого не видел: стояла себе стюардесса, улыбалась – бац! – и на жопе! Мы всё петляем и вихляем с диким свистом, а она встать не может – сидит на полу, руками за телегу держится и хохочет…

22.30 – Объехали весь перрон, включая стоянку правительственного авиаотряда: Ту-134, Ту-154, Ил-18, Ил-62, Ил-96 – лучшие образцы отечественного авиапрома! Вам интересно знать, куда мы приехали? Мы вернулись на стоянку 🙂 Всем спасибо, все свободны, – сообщил командир. Шучу. Аэропорт закрыт по техническим причинам – был его ответ. Выпускали очередной спецборт…

23.10 – Взлетели! Да со свистом! Оторвались легко и мощно. Набор высоты почти вертикальный. Двигатели не гудят, а играют музыку. Переливы просто волшебные! Меня поймут лишь те, кто увлекается авиацией или работают в этой сфере… Ничего интересного про перелёт рассказать не могу. Сами понимаете, 20 минут горизонтального полета, о чем вообще речь? Но одно ощущение все-таки уловил – скольжение. Самолет не летит, пронзая воздушные массы и преодолевая их сопротивление, а скользит по их поверхности, как сверхбыстрые катера (go fast) по воде…

Не кормили, это понятно, но напоили: вода и томатный сок. Скромно. Может потому, что рейс выполняла дочка, UTair-Экспресс? В салоне чисто, аккуратно и свежо. Чувствуется, что за машиной не просто следят, а ухаживают как за любимцем. Зашел с инспекцией в туалет. На Ту-134 он известен тем, что аккурат над горшком имеется оконце. Вот такое кругленькое.

По не знанию можно подумать, что для удобства пользователя, так сказать: сидишь себе скромно на горшке, делаешь свои дела, если задержка какая – голову изящно запрокинь вверх и любуйся небесными гладями. Но мы-то с вами знаем: окно это – техническое, чтоб экипаж мог визуально обнаружить неисправность хвостового оперения…

00.00 – Посадка в Воронеже. Впечатлил реверс. Такого не слышал даже на Ил-86!

Прибыли на 1 час 20 минут позже расписания. Аэропорт Чертовицкое. Полоса и перрон – стиральная доска. Во время руления ощущения как в массажном кресле: трясет и подбрасывает. Аэровокзал полностью оправдывает свою семантику и морфологию: вокзал с приставкой аэро. Думал, таких уже не осталось, тем более в городах-миллионниках, ан нет – имеются. Просто неприлично иметь такой терминал, товарищи воронежцы! Срочно меняйте!…

Узнал в справочном, где гостиница. Оказалось, недалече: Вот прям как выйдете, так сразу за самолетом и метров 300 в лес… На привокзальной площади действительно стоит самолет – списанный красавец Ту-134 воронежского авиаотряда…

00.20 – Топаю по темной алее, по колено в снегу, через лес где кто-то воет. Дошел скоренько. Гостиница Полет. На целебный сон осталось 4 часа, поэтому уточняю: имеются ли скидки какие, оплата почасовая? Сотрудница рецепции была крайне удивлена моим появлением вообще, а потому коммуницировала слабо: Сказала же: две тыщи в сутки! Ну и что, что 4 часа спать! Заселяетесь?… Заселяемся, выбора нет. Рядом толкался наш экипаж: Ой, и Вы здесь? – зашептала Ольга. И я здесь. И оказались мы на одном этаже. Долго еще ютэйровцы стучали дверями, ходили по номерам, шумели водой, смеялись и шутили – отходили ко сну…

05.00 – Спецконтроль: никого из персонала нет, до вылета час. Пассажиры кудахтают, изволят нервничать. Вдруг открывается дверца, плавно и рассеянно, как силуэт в тумане, проявляется заспанная тётя и грациозно машет нам рукой: ко мне, упыри, ко мне, вурдалаки! — сюда, мол, скитальцы, здесь самолет. На бейдже имя: Галина. Меня почему-то Галина решила притормозить и очень красивым, мелодичным голосом – честное слово! – культурно так спрашивает, как на светском променаде: Молодой человек, имеются ли у Вас в багаже яды, взрывчатые и отравляющие вещества, наркотики, другие запрещенные к провозу субстанции? Чего угодно ожидал, но только не этого! В 5 утра, в Воронеже, яды! Начал мямлить: да из багажа вот кошель, в нем имеется бабло, каки-таки яды-отравы?… Но, как оказалось, Галина и не ждала моего ответа. Опять изящно махнула рукой: ступай себе в накопитель, малыш, не задерживай очередь…

06.00 – Встреча на борту: Доброе утро! Выспались, Ольга? Старший бортпроводник заулыбалась и зашептала: Да уш, выспались, скашете тоше! А мне вот подумалось: вписываются ли такие рейсы в нормы авиазаконов? Можно ли выпускать в рейс уставший экипаж? Не скажется ли это на безопасности полета? Вопросы риторические. Стоит ли говорить, что нас опять не облили и взлетали мы неумытыми. Ольга шепотом напомнила, откуда  и куда летим: … фром Воронеш ту Москва … И, как всегда, в темноте сообщила, что делать и куда бежать, если что…

06.15 – Взлет из Воронежа со свистом и воем…

 

07.00 – Посадка во Внуково с воем и свистом…

 

Виражи, повороты, парковка, со словами прощания и благодарности зашелестела Ольга… Вот и слетал на легендарном Ту-134. Будь возможность, летал бы еженедельно – так уж понравился свисток – его голос, красота и гармония планера, изящность и стремительность форм, мощность двигателей, явно рассчитанных на более тяжелую машину. Жаль, что маленькая тушка отлетала своё и сейчас готовится уйти на заслуженный отдых. В историю мировой гражданской авиации 134-й вошел уже давно…

© Д. А. Скоробутов, 2012 г.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Авиация, Путешествия с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 комментариев на «Летающие легенды: Ту-134»

  1. Kety:

    вы такой странный любитель авиации. Приплетаете эту обработку. Не журналисты у нас пошли, а сплошь летчики-испытатели.

    • Знаете, ровно через неделю после моего полета с ЮТэйр на «необлитом» самолете, другой необлитый борт ЮТэйр разбился. Странно, что авиакомпания плюет на правила производства полетов, плюет на безопасность, в итоге — катастрофы и жертвы…

  2. Qupa:

    Форсаж на Ту-134 ? На Д-30 третьей серии ?
    Перепутали с Д-30Ф-6 , который на Миг-31 устанавливается.

  3. ИгорьС:

    Полетать в реале не удастся, посему придется виртуально в игре Fs2004 :),
    автору спасибо за статью 🙂

  4. Ильдар:

    То был АТР-72, он без обливки не может. А на наших обливка в принципе не предусмотрена конструктивно (вдруг война кто обливать то будет :). Где есть вероятность обледенения установлены автокипятильники.

  5. Ильдар, вы о чём? Обливка от конструкции самолёта не зависит, а тепловая противообледенительная система есть на любом типе. Не надо так шутить, а то кто-нибудь всерьёз воспримет.

    На взлётном режиме обороты повышаются не многократно, а примерно в два раза (у Ту-134 на малом газе обороты ротора низкого давления, который и свистит — около 40 %, высокого — около 60 %, на взлётном режиме у обоих под 100), что многократно повышается — так это расход топлива и тяга. Форсажной камеры у Д-30-III нет вообще. Лучше исправить в тексте.

    И двигатели у Ту-134, увы, довольно слабые, 2 х 6,8 т на 47-тонный самолёт — это тяговооружённость 29 %, при отказе двигателя — 14,5 %. Для сравнения: у Ту-154М 3 х 10,5 т при взлётной массе 104 тонны — 30 %, при отказе двигателя — 20 %, 737-500 — 2 х 9,1 т, 52,4 т, 35 % и 17,5 %.

  6. Летал полсотни раз на 134м разных лет в 70-80х . Лучший пассажирский лайнер того времени . Одесса- Москва ,Москва- Волгоград, Одесса- Волгоград…Жаль , ушло то время безвозвратно .

Ваш комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s