День бортпроводника

12 июля – день особенный. 12 июля – День бортпроводника. Международный.  12 июля 2010 – день особенный вдвойне: профессии бортпроводника исполняется 80 лет! Помня об этой дате, решил организовать съёмки репортажа специально ко Дню бортпроводника. Редко мои коллеги вспоминают об этом празднике, о людях удивительной профессии.

Выбор естественным образом пал на легендарный «Аэрофлот». Во многом, из-за личных симпатий. В первую очередь, к бортпроводникам. Детская любовь. Первая. 1988-й год. Теплый летний вечер. Алое закатное солнце. Шереметьево-2. Маленький мальчик на эстакаде. Телетрап № 1. Аэробус А-310. Royal Jordanian  – Королевские авиалинии Иордании. Арабская вязь на борту. Корона на киле. Шарклеты на крыльях. — Самолет короля Иордании? — предположил дядя из нашей туристической группы.

A-310 авиакомпании Royal Jordanian (источник фото)

Знаменитое табло в центре зала: Дакар, Касабланка, Джакарта, Бомбей, Лима. Что это? Города? Туда летают? Кто? “Внимание! Начинается регистрация билетов и оформление багажа пассажиров, вылетающих 555-м рейсом Аэрофлота в Куала-Лумпур”… Для меня так почти на Луну. Аэрофлотовские стюардессы с диковинными сумками на колесиках уверенно шествуют мимо нас, пассажиров. Мы, с чемоданами, мимо них, на регистрацию. Чартер румынской компании TAROM в Констанцу. Ту-154. Выход на посадку № 20. Часовая задержка вылета.

Паспортный контроль. Границу заблокировала объёмная и рыхлая африканка. На голове – золотой тюрбан. Как тесто вздыхает и колышется её богатое тело, обёрнутое в чёрные тюли и гипюры. — Девятый номер! – оценили наши тёти её размер. Тогда и не понял, о чем речь. Сейчас, конечно, даже могу представить.

Диковинная Берёзка. Восточный базар. In australian dollars, please, – сухая старушка в очках тычет пальчиком в матрёшку. Наша, но какая-то не очень наша продавец – в калькулятор. Товарно-денежный обмен состоялся. Сектор С: «Оформление экипажей». Моё первое знакомство с Шереметьево-2. Мой первый полет за границу…

Спустя годы возвращаюсь в детство, к своим героям 80-х. Спасибо пресс-службе «Аэрофлота» – организовала съёмки. Но не совсем то и не совсем так. Хотели показать новое и лучшее, что может предложить «Аэрофлот» пассажирам на борту, оказалось – нет людей: А все в рейсах, нет никого… Нет никого из тех, кто ещё недавно стажировался в знаменитой сингапурской Школе стюардесс – лучшей в мире школе, выпускающей профессиональных бортпроводников. Хотели снять работу бригады в рейсе: Ой, нет, нет! Это ж вам бесплатные места надо дать!… Что ж, своих героев мы все равно нашли. Нам просто повезло.

Аэрофлотовский ЦПАП. Центр подготовки авиаперсонала. Лучший в СНГ и Восточной Европе. Тренажёр: трап, дверь, пожар в салоне. Энергичная, элегантная и уверенная в себе женщина живо и увлечённо руководит группой людей. Бортпроводник-инструктор Надежда Каусова. Прыгайте! Съезжайте! Убегайте! Jump! Slide! Run away! Всего три слова – эвакуация пассажиров на аварийный трап. Нога, голова, нога – алгоритм эвакуации на крыло. Первыми прыгают мужчины, затем остальные. Так и только так. Законы психологии. Женщина, тем более мать с ребёнком, никогда не шагнет вперед, если до этого то же самое не сделал мужчина. — Гофрирует ногтями фюзеляж, но с места не сойдёт, – поясняет Надежда. Логика эвакуации основана на главных человеческих инстинктах: самосохранения и материнском…

— Всегда помним про молитву: 30 секунд на взлете и 30 на посадке. Что ещё за молитва? Недоумеваем. — Ну, как же! – изумляется Надежда. – Перед взлетом и посадкой бортпроводник читает молитву: кто он, где он, куда летит, где сидит, на каком типе, у какого выхода, его действия в нештатной ситуации…

Кстати, на эвакуацию пассажиров у кабинного экипажа (теперь бортпроводников называют именно так – cabin crew – чтобы повысить их профессиональный статус и роль в обеспечении безопасности на борту) всего 90 секунд. Полторы минуты. Даже если это самый большой самолет Аэрофлота – аэробус A330-300: восемь дверей и 300 человек. Представить себе это не можем даже в кошмаре, просто слушаем. Кроме Артура, оператора. Ему некогда: фиксирует движения Надежды, простые и точные, автоматические, работаем без дублей, живой камерой…

“Бортпроводникам перевести селекторы в положение disarmed! Проверить дверь напротив!”… Сколько раз все слышали эту странную фразу, теперь вот узнали её смысл: disarmed – аварийный надувной трап, встроенный в дверь, деактивирован. А то мало ли как бывает: прилетели, мягко сели, дверь открыли, трап надули… Рапорты, выговоры, штрафы.

Дверь, как в банковском сейфе: неповоротливая и тяжёлая. Надежда точными и уверенными движениями открыла её за 5 секунд. Юля Прямостанова, наш корреспондент, чуть не вывалилась вместе с ней за борт. Дверь – это выход. Иногда – аварийный. Но всегда – путь к спасению. Внимательно читайте инструкцию по безопасности, уважаемые пассажиры!

Пожар на борту. Дымозащитная маска – почти скафандр космонавта. Голос звучит как из ведра с ватой: бу-бу-бу, ду-ду-ду. Доклад командиру о ликвидации возгорания. Что опаснее при пожаре? Бортпроводники, как дети в классе, выкрикивают каждый своё. Надежда просто и понятно объясняет одним словом: дым. Он скапливается вверху. Ядовитый и горячий. Первый вдох может стать и последним. Именно поэтому на взлете-посадке закрывают туалеты. Если пожар, то дым за секунды заполняет салон. Пассажир ищет выход, находит туалет и остается там. Навсегда. В теории. Но это тот случай, когда практика не должна эту страшную теорию подтверждать.

Что такое неубранный столик на взлете-посадке? Это гильотина. Прерванный разбег или крен при снижении и элегантный, почти невесомый столик рассекает человека пополам. Что такое откинутое впереди стоящее кресло? Это ловушка. Пассажир, сидящий перед ним, быстро покинуть своё место уже не сможет. Драгоценные секунды уходят. Шансы на спасение тают. Что такое ручная кладь на полу? Это капкан. Хорошо, если не у аварийного выхода. Что такое ремень безопасности? Даже пассажиров  бизнес-класса, желающих поспать, просят пристегиваться поверх пледов.

Случится может всякое. И в наиболее безопасном горизонтальном полете. Турбулентность, например. Воздушные потоки разной температуры и струйные течения очень опасны: швыряют многотонный лайнер как пушинку. Перепад высот в свободном падении может быть и пять метров, и пять километров. Даже кабинный экипаж не всегда успевает занять рабочие места. Точнее – добежать до них. Последствия печальны. Те, кто знают – знают. Но лучше этого не знать…

Наблюдая за тренировкой, осознал важность и жизненную необходимость самых простых инструкций: столик убрать, спинку – вертикально, шторку иллюминатора открыть, ремень пристегнуть. От их выполнения или невыполнения зависит жизнь. И спасать её придется бортпроводнику, которого ты не послушал.

Признаюсь: после некоторых историй стало страшно. Любая мелочь, даже глянцевый журнал на полу, может привести к трагедии. На что не обращаешь внимание в обычной ситуации, в чрезвычайной – уже вопрос выживаемости. Уважаемые пассажиры, внимательно слушайте бортпроводников! Авиационный транспорт – самый безопасный. Такова статистика. Не будем её портить…

Фрагмент фюзеляжа списанного Ил-62. Пустые иллюминаторы и дверные люки, сквозь которые слышится смех. Оказалось, идёт занятие. Сервис на борту. Всех веселит удивительная Виктория Юрьева. Бортпроводник-инструктор. Пластика её движений завораживает. Бархатный, чуть с хрипотцой голос, гипнотизирует. Будущие проводники внимательно смотрят на инструктора, ловят каждое слово, торопливо записывают в тетради и снова смотрят: Бизнес-класс. Посуду выставляем на поднос логотипом к пассажиру. Это одна из маленьких хитростей любой авиакомпании. Ненавязчивая реклама бренда. “Девочки, мы же на широкой технике! Как мы работаем?!”… Девочки зашуршали, как ночной прибой. Сначала шампанское, потом остальные напитки. Кипяченая вода льётся в бокалы из бутылки Moët & Chandon

Позавчера Токио, сегодня разворотный Париж, послезавтра Гавана, а во вторник Луанда. Рейс 345. Единственный трансэкваториальный в расписании Аэрофлота. По давней традиции, новичка, впервые пересекающего экватор, обливают водой. Интересно, а как сейчас?

Виктория улыбается, в глазах – озорные огоньки: “Плюсы нашей профессии? Каждый день что-то новое: города, страны, люди, впечатления… Минусы? Физические нагрузки: перепады давления, вибрация, излучение, кислородное голодание, шум, обезвоживание, смена часовых поясов…”.

Например, 321-й рейс в Лос-Анджелес вылетает из Москвы в 13.00, прилетает в 14.45 по местному времени. В пути – 13 часов. А всё ещё день! А солнце светит! Хочешь спи, не хочешь – спи тем более! Бортпроводник должен выглядеть свежим и в начале, и в конце рейса. При том, что даже за 4-часовой полет по салону приходится пройти, в среднем, почти 10 километров! Некоторые секреты Виктория утаила: “Что как маленькие! Неужели не знаете, что делает женщина, чтобы быть красивой?”… Стюардессы Аэрофлота умеют хранить профессиональные тайны…

Кто такой бортпроводник? Это и спасатель, и врач, и психолог, и актер, и лингвист, и специалист по сервису, и менеджер. Профессия уникальная. Единственная в мире, сочетающая в себе такие разные знания, умения и навыки. Ощущение, что снимали абсолютно разных людей. Точнее – людей разных профессий. Собранные, сильные, решительные в чрезвычайных ситуациях. Мягкие, обаятельные, предупредительные в салоне. Во всем и всегда профессионалы. Высочайшего класса. «Аэрофлот» держится на людях. На людях исключительных. На летном составе. Любят своё дело, знают его, понимают зачем они в небе и какую цену платят за это…

– Дима, если завтра позвоните, то я недоступна: буду в Цюрихе, – улыбаясь, прощается со мной Надежда… Позвоню на следующей неделе… – Дима, а Вы хорошо смотритесь! – вдруг делает комплимент Виктория. – И Вы, Виктория, – на моих щеках пунцовые розы смущения, как у маленького мальчишки, впервые попавшего в Шереметьево-2, в далеком 88-м…

Спасибо вам, бортпроводники «Аэрофлота», за Ваш нелёгкий труд!

© Скоробутов Д.А., 2010 – 2016 гг.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Авиация, Аэрофлот, Телевидение с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «День бортпроводника»

  1. Как стюардессе очень интересно было прочитать эту статью!

Ваш комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s